» » Музыкальный календарь. Апрель

Музыкальный календарь. Апрель

Апрель порадовал нас рождением таких композиторов-светил, как Сергей Рахманинов, Эдисон Денисов, Александр Александров, Сергей Прокофьев, а также музыкантов-знаменитостей – например, Монсеррат Кабалье. Их опусы звучат поныне.

 1 апреля 1873 года в Новгородской губернии родился Сергей Рахманинов, ставший впоследствии гениальным пианистом и композитором. Кажется, сама природа помогла ему стать фантастическим исполнителем: пальцы музыканта были такой длины, что спокойно охватывали расстояние в 12 белых клавиш. Несмотря на то, что многие годы Рахманинов провел в Европе и США, он всегда считал себя русским. Все его произведения пронизаны образами любимой Родины, мощной удалью, необъятными просторами полей, буйством красок. Его 2-й фортепианный концерт стал символом новой эпохи, с ее взрывчатой энергией и бурными переменами.

6 апреля 1929 года – день рождения Эдисона Денисова – композитора, который считал, что музыка и математика переплетаются теснейшим образом. Он получил два полярно противоположных высших образования: окончил физико-математический факультет Томского университета и Московскую консерваторию. Композитор решительно отвергал все типовые, модные или проверенные временем направления в музыке. Он считал, что в искусстве нужно изобретать новую красоту, потому что классику повторить невозможно. Денисов постоянно экспериментирует, и в результате создает такие шедевры, как Симфония для большого оркестра, балет «Исповедь», «Реквием».

13 апреля 1883 года в мир пришел Александр Александров, человек, создавший впоследствии ансамбль песни и пляски Красной Армии, получивший мировую известность. Природа наделила композитора красивым голосом. Не удивительно, что он является автором более 70 обработок народных и создателем 81 авторской песни. Одной из самых известных работ композитора является песня «Священная война», а, кроме того, на его музыку исполняется современный государственный гимн России. Александров со своим Краснознаменным ансамблем вел огромную работу по обслуживанию военных частей СССР, как в мирное время, так и в годы войны. Не забывал он и об эстетическом воспитании, ратовал за создание ансамблей в рабочих коллективах, клубах, оказывал практическую помощь.

20 апреля 1881 года родился Николай Мясковский – старейший представитель отечественной композиторской школы XX века. Критик Борис Асафьев писал, что в творчестве этого композитора ярче других «прослеживается нить от исконно русского, через бурлящее настоящее, к предвидению будущего». Основной жанр в творчестве Мясковского – симфония. Этот жанр называют его «духовной летописью». В ней раздумья и о настоящем, и о сложных годах послевоенной разрухи, освещение событий трагических 1930-х годов, тяготы Великой Отечественной. Его симфонии – постоянный мучительный поиск идеала.


23 апреля 1857 года появился на свет Руджеро Леонкавалло – автор знаменитой оперы «Паяцы». Внук известного неаполитанского художника, он тоже связал свою жизнь с искусством. В юности он был больше известен как талантливый пианист-аккомпаниатор, и только в более зрелом возрасте предъявил миру талант композитора. Несмотря на удачную постановку «Сельской чести», триумф композитору принесла именно премьера оперы «Паяцы». Немаловажную роль сыграло и то, что исполнителем главной роли в ней был Энрике Карузо, а дирижировал оркестром Артуро Тосканини. К сожалению, превзойти успех «Паяцев» Леонкавалло не смог и остался в числе композиторов – авторов одного шедевра.

В этот же день, но почни на полвека позже, 23 апреля 1891 года, в станице Сонцовка родился мальчик, которого, по невероятному совпадению, за его светлый жизнерадостный характер называли «солнечным» ребенком – Сергей Прокофьев. Он рано начал заниматься музыкой и сочинять. Все его опусы старательно записывала мать, поэтому к 10 годам юный композитор уже имел богатое творческое наследие, в том числе и 2 оперы. В 13-летнем возрасте Прокофьев был зачислен в Петербургскую консерваторию, которую блестяще окончил сразу по трем направлениям: как исполнитель на органе, фортепиано, и как композитор. Его произведения могли нравиться или нет, они подвергались похвалам или критике, но не оставляли равнодушным никого из слушателей. С.С. Прокофьев — Марш из оперы «Любовь к трём апельсинам». Известен интересный факт об опере «Любовь к трем апельсинам». Она так вдохновила одного из крупных плантаторов, что тот предложил Прокофьеву выгодное сотрудничество только за возможность разместить на своей рекламе слоган, что его апельсины вдохновляют великого маэстро на написание шедевров. В сокровищницу мировой классики вошли детская симфоническая сказка «Петя и Волк», балет «Ромео и Джульетта», Первая «Классическая» и Седьмая симфония.