» » Музыкальный календарь. Май

Музыкальный календарь. Май

Май подарил поклонникам классической музыки несколько громких имен композиторов и исполнителей, чье творчество осталось в веках. Среди них: П. Чайковский, И. Брамс, А. Лядов, В. Софроницкий, Р. Вагнер. Состоялось в этом месяце и несколько интересных премьер, среди которых можно выделить дебюты оперы В. Моцарта «Свадьба Фигаро» и 9-й симфонии Л. Бетховена.

Композиторы, раздвинувшие границы своего времени



2 мая 1660 года в итальянском Палермо появился на свет Алессандро Скарлатти. В его биографии достаточно белых пятен. Но одно неоспоримо – этот композитор стал родоначальником крупнейшей в конце VII века неаполитанской оперной школы. Поражает размер его творческого наследия. Только опер Скарлатти написал более 120. А еще более 600 кантат, около 200 месс, мадригалы, оратории, мотеты. Среди учеников – сын композитора Доменико Скарлатти, хорошо известный юным пианистам своими сонатинами; Франческо Дуранте, автор церковной музыки, юный Георг Фридрих Гендель.

7 мая 1833 года родился Иоганнес Брамс, преемник Р. Шумана в немецком музыкальном романтизме. Работая в эпоху расцвета новых жанров театральной и программной музыки, композитор своим творчеством доказал жизнеспособность классических форм, обогащенных мироощущением современного художника. Вершинами творчества Брамса стали 4 симфонии, отразившие разные аспекты его мироощущения.



В этот же день, 7 мая 1840 года в мир пришел величайший композитор, педагог, дирижер, просветитель в истории мирового музыкального искусства – Петр Ильич Чайковский. Свою задачу в искусстве он видел в правдивом и искреннем разговоре со слушателями о волнующих их проблемах. Постоянный каждодневный труд над созданием музыки составлял весь смысл его жизни. Путь композитора не был легким, родители хотели видеть в нем юриста и юноша был вынужден подчиниться их воле и получить соответствующее образование. Но душа его стремилась к музыке, и Чайковский оставил службу ради карьеры композитора. Маэстро является новатором в области балета. Он поставил балетную музыку в один ряд с шедеврами оперного и симфонического искусства, доказывая, что она может носить не только прикладной характер (сопровождать танец). Его балеты и оперы не сходят с мировых театральных подмостков.

 11 мая 1855 года родился представитель младшего поколения русских композиторов – Анатолий Лядов. В основе его творчества – русский фольклор. Для его произведений характерны тонкая созерцательная лирика, мастерское изображение природы, органичное вкрапление жанровых элементов. Главным для него были сочетание непринужденное изящество и жанровая стройность. Среди его лучших произведений — оркестровые миниатюры «Кикимора» и «Баба-Яга», эпическая баллада «Про старину», обработки народных песен. Проявил себя Лядов и как талантливый педагог. Его учениками были Б. Асафьев, С. Прокофьев, Н. Мясковский.



15 мая 1567 года на свет появился ярчайший представитель Ренессанса, Клаудио Монтеверди. Он, как никто в то время, смог выразить в оперном творчестве трагичность бытия, раскрыть глубину человеческих характеров. Монтеверди отвергал навязываемые окружением правила и считал, что музыка должна следовать велению сердца, а не запутываться в условностях. Наибольшую популярность композитору принесла постановка в 1607 года в Мантуе оперы «Орфей».

22 мая 1813 года в мир пришел крупнейший реформатор оперного жанра Рихард Вагнер. Ранние его оперы – дань традиции. Толчком к переосмыслению жанра стали революционные события в Европе середины XIX века. Вагнер пересмотрел свои художественные взгляды и изложил их в нескольких теоретических трудах. Музыкальное воплощение они нашли в тетралогии «Кольцо Нибелунга».

Мастера-виртуозы

1 мая 1873 года родился яркий представитель русской пианистической школы Константин Игумнов. Слушатели отмечали его особое отношение к фортепиано и к исполнению, он будто вел со слушателем диалог. Игумнов относится к тем исполнителям, которые не гнались за внешними эффектами, а заставляли рояль петь. Как педагог Игумнов был строг к своим ученикам. Он учил их художественной правде, естественности в исполнении, экономии и соразмерности в используемых средствах. Как в своей игре, так и в исполнении учеников он добивался мягкости, певучести звука, рельефной пластичной фразировки.

8 мая 1901 года в Петербурге родился еще один выдающийся пианист – Владимир Софроницкий. Этот исполнитель уникален, его невозможно сравнить с кем-либо из коллег. Его пианистические интерпретации сравнивали с полотнами Врубеля, стихами Блока, книгами Грина. Критики отмечали, что игра Софроницкого – это «музыкальный гипноз», предельно откровенная исповедь артиста.